Воспитание сотрудничества

Воспитание сотрудничества


Развитие у учащихся умений и желаний (отношений) сотрудничать с другими людьми является одной из важнейших целей школы. В различных странах эта цель стоит на одном из первых мест в формировании личности школьника. В предыдущих концепциях саморазвивающейся личности приводились параметры, которые характеризуют сотрудничество человека с другими людьми. 1. Одним из них является сочувствие и сопереживание. Отношение к другим людям в японской системе образования выражается в двух направлениях: 1) сочувствие и сопереживание с другими людьми; 2) умение прийти на помощь.

A. Маслоу выделяет сочувствие и сострадание, Д. Снигг говорит о сострадании, К. Роджерс упоминает трепет, эмпатию (проникновенное понимание других).

B. Шуте отмечает: «Сострадание определяется как чувство глубокой симпатии и печали по отношению к другому человеку, который страдает или несчастен, сопровождающееся сильным желанием облегчить боль или устранить ее причину».

2. Уважение всех, с кем устанавливаются какие-то отношения, принятие всех такими, какие они есть, не критикуя других.

3. Эмоциональная независимость от других.

4. Не агрессивность.

5. Поиск глубоких, но немногих отношений.

6. Открытость в общении.

7. Поиск обратной связи.

8. Поиск новых способов поведения и вследствие этого широкий поведенческий репертуар.

Существует много педагогических технологий учебного процесса, способствующих развитию сотрудничества детей: различные инсценировки пар сменного состава, групповая работа, взаимодиктант, ученик — учитель и т. д. Задача психологического обеспечения показать психические механизмы этих технологий, предложить эффективные психологические технологии внедрения эти педагогических технологий.

Дети успешно обучаются сотрудничеству на занятиях социально-психологических тренингов.

Существуют американские программы обучения детей социальным умениям с первого по последний класс.

Задача психолога диагносцировать степень сформированности личностных качеств, обеспечивающих успешность сотрудничества, и содействовать их развития как на уроках по различным предметам, так и на занятиях психологии.


Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Воспитание сотрудничества" в других словарях:

  • ВОСПИТАНИЕ — сложное философско педагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. процесс и результат развития личности. При этом оно может пониматься двояко: 1) только как процесс и результат системы целенаправленных воздействий …   Новейший философский словарь

  • Воспитание агента —   целенаправленное и систематическое воздействие оперативного работника на агента в целях формирования у него качеств, необходимых для успешного сотрудничества с органами государственной безопасности.   Общие задачи воспитания агента:… …   Контрразведывательный словарь

  • ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ МИРА — направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности установления мира, взаимопонимания и доверия между народами, соблюдения… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогика сотрудничества — Педагогика сотрудничества  направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… …   Википедия

  • Свободное воспитание —     направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.    Ведущие принципы С.в.: вера… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира. Предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитат. концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведёт к возникновению конфронтации между воспитателем и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — АВТОРИТАРНОЕ (от лат. auctōritās – влияние, власть) ВОСПИТАНИЕ. Воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. А. в. подавляет инициативу и активность детей, их индивидуальность, ведет к возникновению… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»